№ |
Наименование раздела, темы |
|
|
Раздел 1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители» |
|
1. |
Содержание, цели, этапы, задачи проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. |
Открыть |
2. |
Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процедуры выявления, устройство в организации, устройство в семью). |
Открыть |
3. |
Понятие об обучающе-психологическом тренинге. |
Открыть |
4. |
Вопросы, связанные с темами раздела 1. |
Открыть |
|
Раздел 2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей» |
|
5. |
Потребности развития ребенка. |
Открыть |
6. |
Социальные нормы, правила поведения, социальные роли. |
Открыть |
7. |
Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка и наличие компетенций по воспитанию ребенка, имеющихся у них. |
Открыть |
|
Раздел 3. «Этапы развития ребенка» |
|
8. |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка. |
Открыть |
9. |
Роль психологических потребностей в личностном развитии. |
Открыть |
10. |
Вопросы, связанные с темами раздела 3. |
Открыть |
|
Раздел 4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка» |
|
11. |
Виды жестокого обращения и их последствия для развития ребенка. |
Открыть |
12. |
Диспропорции развития ребенка. |
Открыть |
13. |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение. Проведение оценки кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. |
Открыть |
|
Раздел 5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)» |
|
14. |
Основа благополучного развития ребенка. Депривации. |
Открыть |
15. |
Типы «нарушенной привязанности». |
Открыть |
16. |
Понятие «горе и потери» в жизни ребенка. Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. |
Открыть |
|
Раздел 6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи» |
|
17. |
Особенности ожидания приемных семей. |
Открыть |
18. |
Этапы адаптационного периода. |
Открыть |
19. |
Тайна усыновления. Способы сказать ребенку, что он приемный. |
Открыть |
20. |
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. |
Открыть |
21. |
Вопросы, связанные с темами раздела 6. |
Открыть |
|
Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка» |
|
22. |
Формы «трудного» поведения приемного ребенка. Способы работы с ними. |
Открыть |
23. |
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. |
Открыть |
24. |
Влияние собственного опыта приемных родителей на отношение к детям с «трудным» поведением. |
Открыть |
|
Раздел 8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка» |
|
25. |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе. |
Открыть |
26. |
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. |
Открыть |
27. |
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком. |
Открыть |
28. |
Медицинские аспекты ухода за ребенком. |
Открыть |
|
Раздел 9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка» |
|
29. |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. |
Открыть |
30. |
Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. |
Открыть |
31. |
Способы защиты ребенка от сексуального насилия. |
Открыть |
|
Раздел 10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка» |
|
32. |
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. |
Открыть |
33. |
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. |
Открыть |
34. |
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. |
Открыть |
35. |
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. |
Открыть |
|
Раздел 11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан» |
|
36. |
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства. |
Открыть |
37. |
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители. Порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем. Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. |
Открыть |
38. |
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изме-нения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье. |
Открыть |
39. |
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. |
Открыть |
40. |
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка. Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. |
Открыть |
41. |
Правовые последствия усыновления, установления опеки (по-печительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку. |
Открыть |
|
Раздел 12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям» |
|
42. |
Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия. |
Открыть |
43. |
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. |
Открыть |
|
Раздел 13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители» |
|
44. |
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий. Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. |
Открыть |
45. |
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). |
Открыть |
46. |
Итоговая аттестация (собеседование). |
Открыть |